Итак, процесс эвакуации (юридически – перемещения) автомобиля начинается с установления факта административного правонарушения. Как правило, устанавливается нарушение статьи 12.19 или других статей Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КОАП РФ).
Устанавливается этот факт должностным лицом. Затем автомобиль в порядке статьи 27.13 КОАП РФ задерживается и перемещается на спецстоянку. Дальше – оплата штрафов, сборов и возврат машины.
Это описание процедуры в целом.
Дальше интересные юридические детали.
С позиций закона, задержание транспортного средства не является наказанием, это всего лишь мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.1 КОАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях:
пресечения административного правонарушения;
установления личности нарушителя;
составления протокола при невозможности его составления на месте выявления правонарушения;
обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;
исполнения принятого по делу постановления.
Появление водителя около своей машины до начала ее эвакуации (перемещения), получение им постановления и протокола позволяет достичь всех указанных целей сразу и, соответственно, должно рассматриваться как основание, достаточное для отмены перемещения машины. Обеспечивать-то дальше нечего.
Наказание водитель понесет: для этого существует выписанный ему штраф и жестко регламентированная процедура его взыскания.
Но административные процедуры – жутко бюрократическая штука, и нельзя просто так подойти к эвакуаторщику и попросить снять машину. Принять решение о возврате автомобиля может лишь должностное лицо, о котором мы написали выше.
Соответствующим полномочием это должностное лицо наделено в силу пункта 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 09.04.2013 № 216-ПП (название порядка состоит из 42 слов, поэтому приводить его здесь не будем).
Пункт 4 этого Порядка полностью:
«В случае если до начала перемещения задерживаемого ТС должностным лицом принято решение об устранении причины задержания ТС на месте выявления административного правонарушения, перемещение задерживаемого ТС не осуществляется. Моментом начала перемещения задерживаемого ТС считается начало движения автомобиля-эвакуатора с помещенным на него указанным ТС.»
Сразу следует оговориться: у должностных лиц нет прав, у них есть полномочия.
Должностное лицо уполномочено принять решение об устранении причины задержания автомобиля в случае, если цели, предусмотренные ст. 27.1 КОАП РФ, достигнуты, то есть, говоря простым языком, пришел водитель, подтвердил свою личность и взял документы об административном правонарушении.
Если должностное лицо не исполняет возложенные на него полномочия, оно может быть привлечено к ответственности, например, по ст. 12.35 КОАП РФ:
«Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, влечет наложение административного штрафа… на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.»
Давайте отстаивать наши права.