12 мая 2008 г. издан Указ Президента РФ № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Структура претерпела существенные изменения. Приведет ли административная реформа к повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти? Мы попросили уважаемых экспертов дать оценку содержащимся в Указе административным новеллам, обратившись к ним со следующими вопросами.
1. Какие из изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденных 12 мая 2008 г., Вы считаете наиболее существенными?
2. Как Вы относитесь к планируемому с 1 октября 2008 г. расширению полномочий Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет упразднения Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства геодезии и картографии, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости?
А.В. Гуров,
адвокат коллегии адвокатов «Юков, Хренов и Партнеры»:
Расширение полномочий Федерального агентства по управлению государст-венным имуществом за счет передачи ему функций Федеральной регистра-ционной службы, Федерального агентства геодезии и картографии и Феде-рального агентства кадастра объектов недвижимости, на мой взгляд, выра-жает стремление власти к сосредоточению большинства полномочий по уп-равлению государственной собственностью в одних руках.
Такая реформа имеет свои преимущества, основным из которых является со-здание единого механизма управления федеральной собственностью, усиле-ние государства как собственника.
Недостатки же этой реформы таковы, что могут свести на нет весь положи-тельный эффект от ее проведения. На наших глазах создается государствен-ный орган, который будет заниматься самыми различными вопросами, начи-ная от осуществления прав участника коммерческой организации от имени Российской Федерации и заканчивая, например, картографированием Ан-тарктиды. Представляется, что значительное расширение компетенции при отсутствии единой специализации негативно скажется на общей эффектив-ности деятельности Федерального агентства по управлению государствен-ным имуществом.
Что касается совмещения функций управления федеральной собственностью и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, то, на мой взгляд, такое совмещение не будет способствовать равной защите прав и за-конных интересов участников гражданского оборота. Фактически появится фигура собственника-регистратора, который будет иметь полный доступ ко всей информации, содержащейся в Едином реестре прав на недвижимое имущество, в том числе к той, которая составляет охраняемую законом тай-ну (первичные документы о сделках с недвижимым имуществом и т.д.). Оче-видно, что в определенных спорных случаях такой собственник-регистратор сможет самостоятельно, во внесудебном порядке, решать, какое имущество подлежит закреплению за ним в Едином реестре прав на недвижимое имуще-ство, и совершать соответствующие регистрационные действия.