
Покупка франшизы иногда считается предпринимателями достаточно простым способом открыть бизнес. Честно говоря, мы с этим могли бы поспорить - был неоднократный опыт у клиентов. Но, конечно,данный случай- вопиющий. Алексей Гуров все равно смог дать пару советов пострадавшей девушке.
В 2015 году Мария ушла из найма, чтобы открыть свой бизнес. У неё не было предпринимательского опыта, поэтому она купила франшизу: решила, что так сможет начать зарабатывать не меньше, чем в офисе — и быстро. В результате Мария ушла в минус на пять миллионов рублей, разорвала договор с франчайзером и стала делать бизнес сама, по своим правилам. Рассказываем, почему так произошло.
Боксёрский клуб, Москва
Бизнес существует: 4 года
Сотрудники: 2 менеджера, 6 тренеров, уборщица, маркетолог и бухгалтер на удалёнке
Оборот во время работы по франшизе: в среднем 400 000 ₽ в месяц
Прибыль во время работы по франшизе: 0 ₽
Оборот после отказа от франшизы: от 600 000 до 1 000 000 ₽ в месяц
Прибыль после отказа от франшизы: в среднем 250 000 ₽ в месяц
Из найма в собственный бизнес.
Я работала в рекламном агентстве, где проводила большую часть времени. Горящие дедлайны, срочные задачи и совещания до глубокой ночи изматывали, времени на семью и маленького ребёнка не оставалось.Тогда я решила открыть бизнес. У меня был план: купить уникальную франшизу, быстро разобраться в нюансах, делегировать большую часть работы помощнику и наконец-то заняться семьёй.
Мне казалось,что план рабочий — но всё пошло совсем не так, как я представляла. На момент запуска клуба я уже вложила 2 800 000 ₽. Через пять месяцев после старта работы я была в минусе на 3 100 000 ₽.
Выбор франшизы.
За годы работы у меня скопились деньги, которые я могла инвестировать в бизнес. Мне хотелось развиваться в сфере фитнеса: я увлекалась спортом, и направление казалось перспективным. В интернете я нашла сайт франшизы боксёрского клуба для белых воротничков. Мне понравилась концепция, сайт выглядел стильно и убедительно, а на открытие требовалось до 3 000 000 ₽. У меня как раз была такая сумма. Я воодушевилась и отправилась на встречу с компанией.
Встречу вели две девушки. Они были открытыми и дружелюбными, с улыбкой отвечали на все вопросы. Я узнала, что концепцию франшизы привезли из Америки, там же разработали методики упражнений, которые больше никто в России не использует. После встречи я практически сразу подписала договор и начала готовиться к открытию.
Вводные:
- Стоимость франшизы — 500 000 ₽
- Затраты на открытие — 1 800 000 ₽
Обещания франчайзера и реальность
Обещания | Реальность |
---|---|
Окупаемость — десять месяцев | Окупаемость так и не наступила |
Пакет документов для быстрого старта: бизнес-план, регламенты внешнего вида персонала, стандарты работы в компании, должностная инструкция, система мотивации, скрипты продаж | Документы прислали, но пригодился только тот, что со скриптами продаж |
Обучение персонала | Обучение заняло несколько часов, тренеры рассказали базовую информацию из интернета |
Настройка рекламы нового клуба на площадках франчайзи | Реклама не привела клиентов. Я потеряла на ней 20 000 ₽ |
Консалтинг на всех этапах открытия | После запуска клуба мне потребовалась помощь: не было клиентов, и я растерялась. Франчайзеры неделю не отвечали на письма и звонки |
Все маркетинговые материалы | Материалы я использую до сих пор |
Ошибки на этапе выбора франшизы
- Сделала выбор на эмоциях. Я не изучила франчайзера подробно: например, не поговорила с франчайзи из других городов, не нашла владельцев закрывшихся франшиз. Вместо того, чтобы проверить факты, я доверилась улыбкам приятных девушек и своему желанию поскорее открыть бизнес.
- Не проверила договор с юристом. В будущем я узнаю, что под влиянием эмоций отдала деньги мошенникам.
Выбор помещения и ремонт
По рекомендации франчайзера я искала 250 квадратных метров в нежилом помещении. В итоге оказалось, что денег хватит только на 200 квадратов. Помещение для будущего клуба я нашла на сайте Единой городской службы недвижимости, ориентировалась на метраж и стоимость. Месяц аренды стоил 160 000 ₽ первые три месяца, а с четвёртого — 180 000 ₽.
С собственником помещения я заключила договор, заплатила за первый и последний месяцы аренды и договорилась на два месяца ремонтных каникул. Дизайн-проект предоставил франчайзер. Также он предложил закупить спортивное оборудование у знакомого поставщика. Мне сказали, что поставщик проверенный, и этот контакт — мой бонус за сотрудничество.
В итоге ремонт закончился на месяц позже, чем обещал прораб. Так я потеряла 160 000 ₽ за лишний месяц аренды.
Ремонт с учётом душевых обошёлся в 1 000 000 ₽. Оборудование закупили ещё на 800 000 ₽. Так ещё до начала работы клуба я была в минусе на 2 780 000 ₽.
Ошибки на этапе выбора помещения и ремонта
- Не знала, как устроены ремонты — и что они почти всегда затягиваются. Не договорилась с владельцем помещения на три месяца арендных каникул. Из-за этого потеряла 160 000 ₽.
- Не проверяла цены подрядчиков, просто оплачивала сметы франчайзера. Потом я запросила цены напрямую и узнала, что переплатила 100 000 ₽. Франчайзер делал наценку на смету подрядчика.
Запуск клуба
Когда ремонт был почти закончен, я наняла персонал. Для старта взяла четырёх тренеров и одного администратора. Помогать администратору и наводить чистоту я планировала сама. Ремонт закончили, оборудование установили, персонал был на месте — настало время открываться. И никто не пришёл. Потенциальные клиенты просто не знали о клубе.
Иногда заходили люди с улицы, которые видели вывеску, начинали тренироваться, но задерживались ненадолго: тренировки были скучными и однообразными. Человек должен был повторять одни и те же упражнения месяц, в следующем месяце они менялись. А кроме групповых тренировок в клубе больше ничего не было, можно было только бить грушу самостоятельно. Гости жаловались на монотонность, маленький выбор и уходили.
Тогда я напомнила франчайзеру, что он обещал помочь. Франчайзер создал лендинг моего клуба на своём сайте и взял 20 000 ₽ на таргетированную рекламу. Деньги закончились быстро, ни один клиент с этой рекламы не пришёл. Больше денег на рекламу я не давала. Попробовала поработать с маркетологами-фрилансерами, но эффекта не было. Так я потеряла ещё несколько десятков тысяч рублей.
Два месяца я сидела в пустом клубе вместе со своим персоналом и несколькими клиентами, которые пришли с улицы. Как привлечь клиентов, я не знала, а франчайзер перестал отвечать на звонки.
Ошибки Марии на момент запуска
- Не спросила у франчайзера, как искать клиентов. Из-за этого клуб простаивал со дня открытия.
- Не учла, что у франчайзера только региональный опыт. А окупаемость при аренде и зарплатном фонде в регионах наступает быстрее, чем в крупных городах.
- Не проверила методику тренировок. Методика оказалась скучной, поэтому немногочисленные клиенты быстро уходили.
- Мария начала искать таргетологов, когда деньги уже закончились. Она не смогла запустить рекламу профессионально, и последние сбережения ушли в никуда.
Разрыв договора
За пять месяцев я ушла в минус на 3 100 000 ₽. Деньги закончились, и нужно было что-то делать. Тогда я решила расторгнуть договор и вернуть деньги за товарный знак. Для этого обратилась к юристу.
Юрист обнаружил неожиданный факт: товарный знак франчайзера не был зарегистрирован. Это означало, что договор недействительный, и вернуть деньги нельзя. Получается, что я купила за 500 000 ₽ право пользоваться брендом, который и так никому не принадлежит.
Алексей Гуров, адвокат и кандидат юридических наук:
«По закону, чтобы получить права на товарный знак, его нужно зарегистрировать. Если товарный знак не зарегистрирован, значит, юридически его как бы нет. Никто не может его продавать, дарить, передавать в пользование, в том числе, по франшизе. Такая сделка считается несостоявшейся (п. 1 ст. 1484 ГК РФ, п. 2 ст. 1028 ГК РФ).
В ситуации с Марией очевидно, что девушка не могла получить права на товарный знак, потому что он не был ей передан. Договор, который Мария подписала с франчайзером, прав на товарный знак ей не даёт. Франчайзер должен был вернуть ей 500 000 ₽ с процентами — это неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ).
Чтобы доказать, что франчайзер — мошенник, в ходе расследования нужно собрать доказательства, что он умышленно обманул девушку или злоупотребил её доверием, чтобы выманить 500 000 ₽».
Какому бизнесу нужен товарный знак
Инструкция: как зарегистрировать товарный знак
Бизнес Марии сегодня
Я решила вернуть свои инвестиции и всё-таки заработать на боксёрском клубе. Разнообразила программу тренировок: появились единоборства для мужчин, женщин и детей, функциональный фитнес и женский бокс. Рекламу доверила опытному подрядчику: ко мне начали приходить клиенты из интернета. Я вышла на окупаемость после второго года работы и постепенно начала работать в плюс.
Что важно сделать перед покупкой франшизы: советы Марии
- Запросите расчёт финансового плана для вашего города.
- Свяжитесь с другими франчайзи и узнайте, как у них идёт бизнес.
- Найдите франчайзи, которые закрыли свой бизнес, и попробуйте выяснить, почему так вышло.
- Узнайте у франчайзера, почему закрылись франчайзи, и сравните ответ с информацией из своих источников.
- Проверьте договор с юристом, а лучше с несколькими. Убедитесь:
— франчайзер не мошенник;
— вы понимаете ваши обязательства, что именно вы должны франчайзеру. В договоре нет спрятанных штрафов и взносов, о которых вам никто не сказал;
— обязательства франчайзера чёткие и измеримые. Например, если вам не предоставили обещанные рекламные материалы, вы сможете доказать это в суде;
— прописан порядок выхода. - Уточните, какую именно поддержку вам будут оказывать, если во франшизу входит сопровождение бизнеса или консалтинг.
- Обсудите, нужно ли платить роялти до выхода на прибыль.
- Воспринимайте франшизу как полноценную работу — придётся много вкладываться, чтобы получить результат.